Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вода святая

Гуманитарный словарь

ВОДА́ СВЯТА́Я - согласно христ. представлениям, обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая особые освящающие ("благодатные") и исцеляющие свойства после совершения над ней богослужебного действа, именуемого водоосвящением, или "водосвятием". Почитание воды как одной из основных "творческих стихий" мироздания имеет общерелиг. характер. У разных народов акцентируется при этом святость воды определ. источников и рек, зачастую обеспечивающих само существование народа на данной территории (Нил у др. египтян, Иордан у евреев, Ганг у индусов, Рейн у германцев, Дунай у славян). Являясь средством достижения внешней чистоты тела, в том числе и ритуальной, вода стала символом внутр. очищения души человека, поэтому обязательные священные омовения занимают важное место в религ. законодательстве Моисея, Зороастра, Мухаммада, у ессеев, в различных гностических сектах и др. религиях. Христ-во удержало и дополнило эту символику очистительной воды, получившей особое значение в связи с установлением Иисусом Христом таинства крещения. У православных христиан особым почитанием пользуется т. н. богоявленская, или крещенская В. С., часто именуемая греч. словом "аги́асма". По народным представлениям, она всегда остается свежей. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в полночь праздника Богоявления. Вода, над к-рой совершено молитв. освящение по чину "Малого освящения", именуется просто "святой водой". Ей также приписывают благодатные свойства и применяют в священных церемониях при окроплении зданий, полей, стад скота и др. Та и другая В. С. раздается верующим для употребления дома (обычно утром натощак, часто вместе с просфорой). В. С. считают в народе и воду без освящения, взятую из источников, ознаменов. явлением чудотворной иконы, пребыванием там прославленного святого или иным знамением свыше. Определенной разновидностью В. С. может считаться вода, употребляемая только во время определенных богослужений: "крестильная вода" - при совершении таинства крещения, "родостома", "родостама", "родостамна" - вода с добавками ароматич. веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа (Ин. 12, 3), а его тайные ученики - все тело учителя при погребении (Ин. 19, 39-40). В западном литургич. обиходе В. С. имеет еще одно специальное употребление. При входе в каждый католический храм помещена чаша с освященной водой, в которую верующие погружают пальцы перед совершением крестного знамения. То же происходит и при выходе из храма. Появление этих чаш, напоминающих формой "медное море" Храма Соломона (3 Цар. 7, 23-26), относится в западных церквах к 4 в.

Лит.: Что нужно знать о св. воде. М., 1999.

Полезные сервисы